Сегодня последний день перед наступлением Великого поста - Прощеное воскресенье.
В храмах после литургии служится вечерня.
Во время этого богослужения облачения меняют на черные и лампады - на синие или зеленые - великопостные. А потом совершается очень трогательный чин общего прощения. Настоятель обращается к народу со словами: «Простите мне грешному, все, чем согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тебя. Прости и помолись и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".
Просят прощения друг у друга священники, потом подходят прихожане, просят прощения и целуют Крест. Кланяются и друг другу, не на словах, а искренне, от всего сердца прощая человека.
Этот древний обычай появился почти 16 веков назад в египетских монастырях. Перед наступлением Великого поста монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней, по примеру Господа Иисуса Христа, который постился сорок дней в Иудейской пустыне. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие гибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, в последнее воскресенье перед Великим постом они просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта их встреча может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В Прощеное Воскресенье задается духовная атмосфера правильного проведения поста – всех простить и быть прощенным.
Именно в этот день в храмах читаются следующие слова Евангелия: «... если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный; а если не будете, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви.
Тот, кем владеют злые воспоминания, чье сердце волнуется чувством гнева, мести и ненависти, не может поститься так, как того требует Христос. Даже если человек в этом состоянии будет повторять слова молитв, ходить на церковные службы, не вкушать скоромной пищи или вообще ничего не есть – все это не принесет плодов истинного поста. Потому первым условием поста является приобретение человеком любви к человеку. Сам Господь словами «Не судите, и не судимы будете...» указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия Великим постом будут тщетными. Это любовь к людям, а начинается она с неосуждения. Ведь это логично – перед тем, как просить Бога простить нас, согрешивших перед его правдой, мы сами должны простить тех, кто согрешил против нас. Этому мы учим и своих детей.
На занятиях воскресной школы из детских уст звучали стихи и песни о предстоящей «дороге поста», о прощении. А мамы и папы получили от своих чад сделанные своими руками открытки, с этим дорогим словом «прости».
Сегодня нам не надо уходить в пустыню. Наш постный подвиг - воздержание не только в пище, но и в словах, делах, мыслях. Простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Гордость наша мешает нам признать себя виновным. Простить и быть прощенным! Вырвать из глубины своего сердца всякую обиду на кого бы то ни было. Это и есть поворот от разделенности к единству, от вражды к любви. И да будет так и в семье, и на работе, и в нашей беспокойной стране.