Паломничество к северо-западным святыням

Позади сборы, сомнения, колебания и вот поезд Калининград-Москва мчит нас в ночи. Оставив за собой три границы и беспокойную ночь с проверками документов, мы прибываем в Смоленск.

В Смоленске

Зима и в наших-то краях не торопится сдавать права, а здесь она царствует вовсю. Смоленск занесен снегом, «мороз и солнце – день чудесный». А наш путь лежит к северным святыням – если здесь такое, то что же ждет нас там?

От железнодорожного вокзала добираемся со своей поклажей до паломнического автобуса – на неделю он станет нашим домом на колесах. Направляемся в Успенский кафедральный собор. Путь предстоит неблизкий, дорога полна неожиданностей и обязательно надо благословиться у Царицы Небесной – Смоленской Одигитрии-Путеводительницы.

Медленно тянется наша вереница паломников в гору. Огромный храм стоит на высоком мысу над долиной Днепра. Это настоящий гигант: 69 метров от основания до вершины креста, плюс высота Соборной горы. Успенский собор стоит на горе не в одиночестве, он — часть ансамбля, в который также входят колокольня, надвратный Богоявленский собор, церковь Иоанна Предтечи, архиерейские палаты, консистория, хлебный и каретный корпуса — целый городок в стиле барокко, огражденный стеной.

Успенский собор поражает своим великолепием. Чудесным образом уцелел он во время обеих Отечественных войн: и Наполеон, и отец фашистского блицкрига Гейнц Гудериан, посетив собор, приказывали его охранять. Сногсшибательное впечатление производит огромный (высота 31 метр) иконостас. В соборе хранятся две реликвии поистине драматической судьбы: старинный список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, таинственно исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны, и плащаница времен Ивана Грозного.

Мы благоговейно прикладываемся к образам и молимся, чтобы Господь управил наш путь.

На обеде у святителя Николая

Трогаемся в путь с молитвой, поем акафист Божией Матери пред иконой ее «Одигитрия». Мелькают за окном деревеньки, поселки, поля и перелески с непривычными для прибалтийцев, но при этом таким родными белоствольными березками. У нас растут, но не такие.Время здесь движется тоже в каком-то своем измерении, но тот факт, что подошло время обеда, организм угадывает безошибочно. А покровитель путешествующих, святитель Николай Чудотворец, уже «приготовил» для нас необыкновенно вкусный обед.

Конечно, об обеде для своих «овец» позаботился наш пастырь – настоятель Черняховского храма Архангела Михаила протоирей Иосиф Ильницкий.  Для этого он связался со своим давним другом и однофамильцем протоиереем Иоанном Ильницким, который служит в Псковской области, городе Новосокольники в храме Святителя Николая.

Отец Иоанн убежден, что все здесь делает сам святитель и только его можно считать здесь хозяином. Ну, наверное, у него есть основания так думать. Те, кто видел новенький деревянный храм, освященный в 1996 году в честь Святителя Николая, называют его "маленьким раем".  Взять да построить новый храм в наше время не так-то просто, еще и в провинциальном городке. Но, тем не менее, храм построен и просто потрясает своим убранством, старинными иконами.

Очень приятно путнику такое гостеприимство, которое оказал нам отец Иоанн. Когда писала эти строки, нашла в интернете информацию, что отец Иоанн Ильницкий кормит настоящим обедом ежедневно тридцать-сорок человек нуждающихся. Да, без помощи святителя Николая здесь явно не обходится.

 

Святогорский монастырь

Поблагодарив радушных хозяев, отправляемся в путь. Он лежит в Святогорский монастырь, место упокоения Пушкина.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы оказываемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, молимся у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и ставим свечи за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси.

В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Ну, а нам пора ехать дальше, но разве можно пройти мимо лавочки со всякими разностями? Да и на память себе что-нибудь хочется прикупить. А еще выпить на морозе стаканчик обжигающего медового сбитня с травами, и перенестись во времена, описанные Иваном Шмелевым. Наконец, батюшка собирает своих все норовящих разбрестись «овец», и мы едем дальше.

Печоры

 Нас ждет Псково-Печерский монастырь. Таинственный, прекрасный и долгожданный. В своем воображении не раз приходилось бывать в этом мире, «где живут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни, мире бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испытаний, побед и обретения смысла поражений». «Все здесь создавало впечатление если не сказки, поскольку очевидно было явью, то чего-то удивительного» - так писал о монастыре архимандрит Тихон Шевкунов в книге «Несвятые святые», повествуя о могущественных явлениях силы и помощи Божией.

Прибываем уже поздно вечером. Проезжаем Печоры. Обычный захолустный городок, в котором возникшие вдруг в сумерках храмы монастыря с их золотыми крестами и сверкающими на куполах звездами, кажутся, действительно, чем-то нереальным и сказочным.

Нас определяют на ночлег в монастырской гостинице, которая находится на довольно приличном расстоянии от самого монастыря. Ужинаем, размещаемся, ведь завтра встаем в 4.30, чтобы успеть на монастырскую службу, которая начинается здесь в 6 утра. Если учесть, что еще вчера мы жили по калининградскому времени, то, по сути, для нас – подъем в полчетвертого, рановато, конечно. Но ничего, надо так надо.

Темные улицы пустынны. Двери монастыря еще закрыты. Крепкий мороз пробирается сквозь одежду. Очень хочется забиться под теплое одеяло и уснуть. Но мы не спать сюда приехали, а наоборот, не позволять душе лениться и держать эту «лентяйку» в черном теле. И так дома «все проспали мы, пролежали мы…».

Решительно направляемся по еще укутанным темнотой улочкам обители к храму. В храме тепло, сонливость охватывает еще сильнее. Многие клюют носами. Глаза слипаются с непреодолимой силой, и кажется, еще минута – и рухнешь без чувств. В голову уже лезут мысли, что кому и зачем вообще нужно это самоистязание. Ох, «душе моя, душе моя, восстани, что спиши…» Ненадолго помогает выйти и постоять на морозе, а заодно увидеть окружающую красоту и осознать, в каком месте находишься. Рядом как тень бесшумно мелькает развевающееся черное одеяние куда-то спешащего монаха. Становится стыдно –  я же паломник, а не турист, помолиться ведь приехали… Возвращаешься в храм. Монахи бодры, служба идет своим чередом. Но мы ведь из того же вещества состоим, что и они, надо держаться. Да, трудно так вырваться из привычной размеренной жизни, где постоянно даешь себе всяческие поблажки, и оказаться здесь, на передовой, где идет духовная борьба и с врагом рода человеческого, и с собственной немощью. А дух сей побеждается только постом и молитвой.

С Божией помощью мы достояли до конца службы и почувствовали, что усталости как не бывало. Ощущение прикосновения благодати еще более усилилось после посещения «Богом зданных» пещер. Всякий, кто входит в полумрак «Богом зданных» пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью. При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной Вассы. Пламя свечи освещает и другие плиты в стенах пещер, с именами погребенных за ними людей. Как старых знакомых, даже родных, встречаешь имена тех, о ком столько читано-перечитано – игумен Алипий, сохранивший обитель от закрытия в советские годы, «вредный» Нафанаил, которого с таким юмором описал Тихон Шевкунов, митрополит Вениамин Федченков и множество других. Точное число захоронений здесь не установлено. Говорят, что в пещерах покоится более десяти тысяч человек.

А произошло открытие пещер в далеком 1392 году. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями. Вот одно из них и начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись – неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры привели в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

В Печерском монастыре необыкновенно красиво. Трудно представить, что все это великолепие создала рука человека. Какой-то особый мир, где чувствуешь, что ангелы Божии совсем рядом. Простыми словами это трудно выразить, здесь нужна поэзия. И, слава Богу, среди нас нашелся и поэт. Людмила Князева из Гусева в своих поэтических строчках удивительно точно выразила чувства, которые нас охватили:

Здесь совсем иные лица,
Горний мир, а не земной,
Чтоб в Печорах помолиться,
Три границы за спиной.

Купола как солнце в небе,
Золотое в голубом,
То ли быль, а то ли небыль,
Ангел машет мне крылом.

Здесь душа трепещет в теле,
Растворяясь в образах,
Неужели в самом деле
Мы молились в небесах.

Неужели Херувимы
В хор вплетали голоса,
И присутствовав незримо
Подарили небеса!

 

На погосте Камно

Серая лента шоссе стремительно приближает нас к Пскову. Но вдруг, не доезжая до города километров пять, автобус сворачивает на проселочную дорогу. Водитель с сомнением смотрит на огромные, схваченные льдом, лужи: «Проедем ли?». «Проедем!» - без колебаний отвечает мать Рафаила, одна из наших паломниц, монахиня, очень хорошо знакомая с этими местами. Медленно, накреняясь то в одну, то в другую сторону, как корабль по волнам, наш автобус преодолевает бездорожье и останавливается у ворот, за которыми виднеется окруженный могилами храм. Это древний погост Камно. Когда-то по этой земле прошел большой Валдайский ледник, и образовалась река Каменка, у истоков которой и было выстроено в древние времена городище. В 1407 году здесь произошла битва псковичей с ливонскими рыцарями, получившая название «Каменское побоище».

Заходим в храм святого Великомученика Георгия Победоносца, построенный еще в 15 веке из местного известняка. Храм хранит уникальные православные святыни. Самый почитаемый образ – икона Богородицы "Старорусская". Молившиеся у этой иконы не раз получали исцеление. Есть мироточивые иконы: икона Богородицы "Знамение" и образ Спасителя. В 90-е годы прошедшего столетия заплакала кровавыми слезами Новгородская икона Богородицы "Знамение" в Никандровском приделе...  

С 1986 по 1998 год настоятелем этого храма был многим известный митрофорный протоиерей Валентин Мордасов. Икона "Крещение Господне", возле которой принимал исповедь этот батюшка, чудесным образом обновилась после его кончины. Могила отца Валентина находится за алтарем храма. У этой могилы отец Иосиф вместе с паломниками молится об упокоении раба Божия Валентина. При жизни нескончаемой чредой тянулись к батюшке за духовным словом и советом многочисленные духовные чада из разных городов земли русской. Многие обрели душевное здоровье от живой воды Христовой, которой поил их отец Валентин. А многие вернули себе и телесное здоровье с помощью вод освященного им источника Георгия Победоносца, который находится недалеко от храма.

Паломники проходят через кладбище и спускаются по крутой лестнице  к целебному источнику. Вода источника очень приятна на вкус и не такая уж и студеная.

Все напиваются ею вдоволь, умываются.

Вокруг тишина, синее, высокое небо над головой, чистый воздух, и куда ни глянь – простор… Но нам пора двигаться дальше. Садимся в автобус под впечатлением от увиденного, а матушка Валентина читает на память проникновенные стихи, написанные отцом Валентином.

 

В Пскове

Блеск позолоченной главы Троицкого кафедрального собора виден еще издалека. И это неудивительно – высота этого древнейшего храма города достигает 72-х метров.

Мощный, высокий пятиглавый собор «выглядывает» из-за таких же мощных и суровых стен псковского Крома. По преданию, это место на берегу реки Великой выбрала сама равноапостольная княгиня Ольга. Здесь ей было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы.

Троицкий собор от первого деревянного храма до теперешнего исполина видоизменялся и перестраивался, но во все времена с ним отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы.

Заходим под его уходящие ввысь своды. Иконостас мерцает позолоченной резьбой. Множество старинных икон, среди которых особенно почитаема чудотворная икона Богоматери Чирской, избавившая в древности псковичей от моровой язвы. Среди святынь храма – рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца.

Но пространство храма перерезано натянутыми веревочками – ходить можно не везде. Чувствуется присутствие музея (хорошо, хоть не антирелигиозного, который здесь был организован в 1935 году). А как же приложиться к мощам?

Появившийся экскурсовод долго и обстоятельно рассказывает об истории храма, интересно, конечно, но нам бы к мощам… Наконец, заветные веревочки убирают и мы прикладываемся к раке, хранящей мощи князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила.

А теперь – «по коням», нам еще надо успеть заехать в Спасо-Елеазаровский монастырь.

 

Продолжение следует...


Назад к списку